Антон Павлов (yapilot) wrote,
Антон Павлов
yapilot

Categories:

Первый полёт по маршруту. До Зеленогорска и обратно

Ура, сегодня впервые в жизни я вылетел на самолёте за пределы района Гостилиц и общался с кем-то помимо руководителя полётов на СКП. А ещё я сегодня впервые летал над заливом, в дождик и на Piper Tomahawk ).

Кому интересно, ниже расскажу, как я слетал по маршруту, общался с разными диспетчерами. А также вас ждут 16 фоток, некоторые из которых кликабельны.

Итак, приехал на аэродром я к часу дня за час до вылета. Чтобы было время подготовиться, сверить свои расчёты с инструкторскими, "поиграть" в радиообмен. Ночью вокруг Питера шли дожди с грозами. К полудню вроде всё рассосалось, но по приезду на аэродром с юго-запада надвигалась новая туча:

Я уж думал, что она сейчас накроет аэродром, и полёт отменится. Но прилетевший с кругов инструктор сказал, что туча не грозовая, так что лететь можно.

Зашёл в СКП, прослушал Пулково-АТИС на 127,4. Настоящий АТИС я слышу впервые. Оказывается, там дают приземной ветер для каждой полосы, ветер на 100 метрах и ветер на круге. Кстати, с сегодняшнего дня в Пулково работают две полосы одновременно. Так вот, на ста метрах ветер был 280°, 3 м/с. По прогнозу давали 300°, 6 м/с, так что пришлось поправку на ветер быстренько пересчитывать.

Тут уже подошло время загружаться в самолёт, чтобы там ещё краткий предполётный брифинг пройти - на Piper'е-то я впервые лечу.

Залезть в кабину Пайпера  сложно. Двери очень маленькие. Быстро окинул взглядом приборную доску. В отличие от Цессны-150, в Пайпере 2 высотомера, есть нормальная радиопанель. Ещё закрылки у него убираются "ручником" механически. Есть два положения - взлётное и посадочное. На взлёте и посадке нужно включать топливный насос. А в полёте периодически переключать бак, из которого поступает топливо. Фотки панели кликабельны:

Слева ОЧЕНЬ УДОБНЫЙ девайс, куда можно воткнуть ручку, зацепить провода от гарнитуры, пристроить листок с расчётами. Очень экономит место и всё нужное можно быстро достать:

Запуск производится практически так же, как и на Цессне. Только после аккумулятора включается топливный насос. Далее плавно увеличиваем обогащение смеси и включаем зажигание.

Прогревшись и  получив от начальника аэродрома подтверждение открытия заявки, порулили на исполнительный. Туча за время подготовки сместилась к северу, как раз туда, куда нам нужно лететь. Да и в целом небо обложило.

Педали у Пайпера менее удобные, чем на Цессне. Во-первых, они дальше от сидения. И с моей конституцией приходится выбирать - или педали близко к ногам и штурвал, упёртый в грудь, или удобный штурвал и управление педалями кончиками носков. Выбрал второе.

Управление тоже от Цессны отличается. Штурвал не такой чуткий. Поэтому когда я понемногу начал брать его на себя на разбеге, передняя стойка сразу не захотела отрываться. Зато в какой-то момент оторвалась и довольно сильно, пришлось даже обратно штурвал отдать.

Взлетели, выполнили первый разворот, попращались с "Бутоном"
- Бутон, 01178, взлёт правым по маршруту, связь по направлению, до обратного.
- 01178, понял, связь по направлению.

Летим к Ропше, я сверяю свои расчёты с тем, куда фактически летим. Не совсем совпадает. Да ещё и курс гуляет, т.к. я с режимом толком не разобрался, слежу за набором высоты. Наконец, набрали 600 футов, вот уже и Ропша виднеется. Переходим с частоты "Бутона" 123,7 на "Петербург-район", 126,0:
- Петербург-район, 01178.
- 01178, Петербург-район, продолжайте.
- Петербург-район, 01178, добрый день. Взлёт произвёл в Гостилицах, сию Ропша 200, западную окраину Петродворца рассчитываю в 18.
- 01178, Петербург-район, добрый день, на какой высоте пойдёте?
- 01178, 200 метров.
- 01178, минимальное приведённое давление 757 мм. рт. столба, следуйте к западной окраине Петродворца 200, отработайте с Цикорием 124,0.
- 01178, отработать с Цикорием 124,0, западную окраину Петродворца доложу.

Можно немного перевести дух, проверить курс и высоту. Кстати, нужно выставить давление. На Пайпере оно в дюймах. У инструктора под рукой оказалась бумажка с таблицей соответствия мм. рт. столба, дюймов и миллибаров. Надо мне тоже такую сделать. Выставил 757, ого, да мы на 900 футах! Нужно снижаться. Кстати, нос у Пайпера в горизонтальном полёте несколько опущен, так что обзор хороший, но линия горизонта выглядит непривычно - как будто снижаешься.

Ладно, пора выходить на связь с Гореловским аэродромом:
- Цикорий, 01178
Никто не отвечает
- Цикорий, 01178
Похоже, они сегодня выходные. Переключаемся на 126,0, докладываю:
- Петербург-район, 01178, с Цикорием связь не установил, западную окраину Петродворца доложу.
- 01178, Петербург-район, понял, западную окраину Петродворца доложите.

Летим себе потихоньку, инструктор показывает характерные ориентиры. Чуть правее Петродворца довольно крупный посёлок Низино. А в самом Петродворце блестят крыши старого города и нового. Маяк, на который мы идём - за новым городом. Но инструктор говорит взять левее, чтобы над домами не летать.

Тут на связь выходит борт с Горелово. Сообщает, что собирается лететь на 50 км западнее Горелово на высоте 200, а там занять высоту 4000 метров. При этом сообщает, что разрешение получил от Пулково-круг, а находиться будет под управлением Цикория. Район отработку связи подтверждает. Таким образом становится ясно что Цикорий всё-таки работает. Но нам уже не так важно, так как мы подлетаем к Петродворцу и пора докладывать:
- Петербург-район, 01178, западная окраина Петергофа, 200, Горскую рассчитываем в 29.
- 01178, Петербург-район, понял, Горскую доложите.

Пересекаем береговую линию, летим над заливом. Красиво - вода хоть и не блестит, но выглядит необычно, видно небольшое волнение. Слева по курсу Кронштадт, справа - Петербург. Всё кажется очень близко, как будто рукой подать.

Слева виден недостроенный участок дамбы Кронштадт - Ломоносов. По нему обещают открыть движение к 2012 году.

Облака заволокли практически всё небо, за береговой чертой, куда мы направляемся, идёт дождь. Где-то на полпути между берегами и у нас начинается дождь, хотя издалека его было невидно.
Тут на связь выходит "Район":
- 01178, Петербург-район, отработайте с Щегловкой на 124,0.
И не успел я ещё ответить, как дополнение:
- 01178, с Бальзамом тоже отработайте, 124,0

"Щегловка" - это позывной аэродрома в Горской, он находится чуть правее нашей поворотной точки. "Бальзам" - это Левашово. Частота у всех военных аэродромов одна - 124,0.
- 01178, отработаю с Щегловкой и с Бальзамом на 124,0, Горскую доложу.

Снова переключаемся на 124,0, но никто не отвечает. Переходим на частоту района:
- Петербург-район, 01178, Щегловка и Бальзам не отвечают.
- 01178, попробуйте установить контрольную связь с Должанкой на 127,5, они сегодня работают.
- 01178, с Должанкой на 127,5

Инструктор говорит, что на самом деле их частота 127,55. Устанавливаем, запрашиваем - нет ответа.
- Петербург-район, 01178, с Должанкой связь не установил - никто не отвечает.

Тут дождик пошёл довольно сильный, видимость упала:

Долетели до Горской. Я за поворотную точку брал развязку с КАД, но мы на берег не залетали, повернули раньше. Да и вообще всю дорогу летели не строго на поворотные точки, а несколько обходя их. Поэтому мои расчёты мне помогали лишь частично, задавая общее направление. А курс в пределах 5-10 градусов я уточнял уже визуально. В следующий раз буду считать маршрут с учётом того, что поворачиваем мы в стороне.

По дороге в Зеленогорск характерный ориентир - остров посреди залива. Мы прошли прямо над ним, хотя если бы поворачивали где было задумано, то прошли бы правее. С правой стороны - берег Курортного района: Сестрорецк, Солнечное, Репино. Солнечное и Репино на берегу представлены единичными постройками, всё остальное в лесу. Комарово вообще не видно. Соотвественно, Зеленогорск - 3ий населённый пункт от Сестрорецка. Он довольно обширный, поэтому ориентируемся на церковь в центре города. Церковь сразу от Горской не видно, только где-то километров за 7.

Покружили над Зеленогорском, полетели обратно в Гостилицы. Тут на связь с районом вышел вертолёт. Взлетел он в Репино и летел в Ковалёво, причём собирался пролететь это расстояние за 15 минут - довольно быстро. Нам про него сообщил "Район":
- 01178, Петербург-район.
- Петербург-район, 01178, отвечаю.
- 01178, будьте внимательны, из Репино в Ковалёво следует борт.
- 01178, предупреждение принял.
Про нас "Район" его тоже предупредил, обозвав нас Як-18т ))). Может, у нас в заявке на полёт значился такой тип?..

Снова пролетаем остров:

Слева хорошо виден Сестрорецк и Разлив:

Подходим к Горской:
- Петербург-район, 01178, Горская 200, западную окраину Петергофа рассчитываю в 11 минут, с Должанкой отработал, не отвечает.
- 01178, Петербург-район, не поняла, к западной окраине Петродворца следуете?
- 01178, подтверждаю, западную окраину Петродворца рассчитываю в 11 минут.
- 01178, Петербург-район, понял, западную окраину Петродворца доложите.
- 01178, западную окраину Петродворца доложу.

Юго-западнее Петродворца образовалась туча с осадками. По дождю хорошо видно направление и скорость ветра:


Прошли Петродворец, получили указание установить контрольную связь с Цикорием. На 124,0 он так и не ответил. Инструктор решил проверить частоту 134,45, мол, они там работают, как правило. По его словам, должны и вторую частоту прослушивать, но, видимо, сегодня поленились.
- Цикорий, 01178.
- 01178, Цикорий, отвечаю.
- 01178, следую с западной окраины Петродворца в Ропшу, Ропшу рассчитываю в 19 минут.
- 01178, на какой высоте?
- 01178, 200 метров по давлению 757.
- 01178, будьте внимательны, на 300 метрах пересекает курс борт из Горелово в Ломоносов.
- 01178, предупреждение принял.

Сообщаем "Району":
- Петербург-район, 01178, с Цикорием связи нет, установил связь с Изделием на 134,45.
- 01178, Петербург-район, понял, Ропшу доложите.
- 01178, Ропшу доложу.

Перед Ропшей связались со своими на 127,3:
- Бутон, 01178
- 01178, Бутон, продолжайте
- 01178, следую с западной окраины Петродворца в Ропшу 200, Ропшу рассчитываю в 19 минут.
- 01178, Ропшу доложите.
- 01178, Ропшу доложу.

Подлетаем к Ропше, уходим с Гореловской частоты на частоту "Района" попрощаться:
- Петербург-район, 01178, Ропша, 200, связь с Бутоном установил, далее под его управлением. Спасибо за руководство, до свидания.
- 01178, Петербург-район, следуйте под управлением Бутона, 127,3, до свидания.

Спрашиваю инструктора:
- А с Цикорием будем прощаться?
- Да ну их, не будем.
)))))

В Ропше переходим на свою частоту, сразу слышны знакомые голоса, позывные и доклады. Докладываем, что следуем из Ропши в Соколи, а оттуда просим разрешение на вход в круг:
- 01178, сию Соколи 200, разрешите вход в круг к третьему.
- 1178, вход в круг к третьему разрешаю.

Одновременно переставляем высотомер на родное давление. И набираем 300 футов к третьему - большая разница-то в высоте.

Ну а далее посадку выполняет Алексей, т.к. я на Пайпере её ещё не видел. Ветер был боковой, немного перелетели, но мастерство видно хорошо - инструктор быстро погасил скорость на выдерживании, в результате затормозили даже раньше, чем обычно.

Уже после полёта встретился с начальником аэродрома, который заявку на полёт подавал:
- Владимир Залманович, расскажите, как заявку подавать?
- Очень просто. Платишь специально обученному человеку и заявка принимается.
)))))

Выводы:
- Несмотря на то, что радиообмен достаточно интенсивный, ничего сложного в нём нет.
- Оказывается, в небе над Питером по заявкам (т.е. официально) летает довольно много мелких самолётов и вертолётов - за время нашего полёта я насчитал 5 штук. Если учесть ещё те, что летают без заявок, то получится весьма напряжённый траффик на высоте ниже нижнего.
- Некоторые самолёты, что подальше, слышно, а ответы "Района" нет. А самолёт потом подтверждает указание "Района", т.е он его слышит. Странно.
- Несмотря на всю точность расчётов, большие коррективы в фактические путевые углы вносит неизвестность силы и направления ветра на высоте, а также повороты в других точках, левее или правее намеченных.
- В целом, при видимости больше 15 км заблудиться по этому маршруту вряд ли возможно ).
- Пайпер удобен с точки зрения использования в полётах по маршруту, но пилотирование его пока для меня непривычно.

Налёт и погода
05 августа 2010 г. Налёт 1.07 (общий - 24.29, сам - 0.43, cessna-150 - 6.45/0.00/0.30, Piper Tomahawk - 1.07/1.07/0.00, Як-18т - 16.37/0.00/0.13). Инструктор - А. Кириллов. Piper PA-38 Tomahawk (RA-01178). Гостилицы - Зеленогорск - Гостилицы
Ветер 280 градусов, 3 м/с, видимость больше 10 км. Сплошная облачность на высоте 3000 метров. Температура 25 градусов, точка росы 15 градусов. Давление 1012 гПа. Взлётный курс 330 градусов. Время полёта: 14.05 - 15.12
Tags: piper pa-38 tomahwk, гостилицы, зеленогорск, обучаемый, полёты по маршруту, практика, радиообмен, финский залив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments