Антон Павлов (yapilot) wrote,
Антон Павлов
yapilot

Первый самостоятельный полёт!

31 мая 2009 г. Налёт 0.28, сам 0.13 (общий - 16.37, сам - 0.13). Проверяющий - А. Кочарыгин. Як-18т (0272G). Гостилицы
Погода: ветер 280 градусов, 3 м/с, видимость больше 10 км. Облачности нет. Температура 26 градусов, точка росы 9 градусов. Давление 1030 гПа. Взлётный курс 330 градусов.
Время полёта: 13.45 - 14.13

Свершилось! Я стал лётчиком! Сегодня, 31го мая, я совершил свой первый самостоятельный полёт. Два захода: конвейер и посадку я совершил, находясь в самолёте один!


Ну да обо всём по-порядку ).

Отправив меня отдыхать на лужайку, Алексей пошёл искать проверяющего. По нашему плану со мной должен был лететь Ельфимов Андрей Алексеевич. Однако что-то там не срослось, в итоге Алексей пошёл искать дальше, а я с tenaniri и верным псом Виконтом сели загорать ).

Вообще я предполагал, что проверка рано или поздно меня настигнет, но совсем не думал, что она случится сегодня. Несколько взволнованный предстоящим событием я думал примерно так: "на поверке ведь я должен пилотировать сам, а проверяющий вмешивается только когда совсем всё плохо. Это не инструктор, который в нужный момент чуть штурвал на себя возьмёт, и вот мы мягко катимся, а я и не заметил, что это он вмешался"..


На удивление скоро нашёлся человек, готовый меня проверить - Кочарыгин Андрей (отчество, к сожалению, не запомнил). Быстренько загрузились в самолёт, застегнулись, закрылись, запустились, покатились ). Волнуюсь, поэтому рулю медленно, чётко. Выруливаем на исполнительный.

На исполнительном не успел я ещё проверить все показания приборов, как проверяющий уже получил разрешение на взлёт и говорит: "давай, поехали". Даю взлётный режим, сую левую ногу а там - опа - зажато. Я ещё - снова зажато. Ладно, думаю, пока ещё несильно сносит, идём так. Только на скорости километров 60 я смог педалью направление исправить, а там уже и подошло время отрываться.

Взлетели, выполнили первый - нервничаю, но лечу нормально, круг выдерживаю как положено. На траверзе руководитель полётов передал всем бортам сообщение, чтобы над Гостилицами не летали, мол, жалуются. Далее третий, снижение, доворот на посадочный. Заход получился опять слишком пологий, в итоге коснулись земли метров за 10 до полосы, подвзмыли на 50 сантиметров, сели на полосу, ударились стойкой. Взлётный, направление, полетели. Проверяющий сделал замечание, чтобя я стойку держал, про недолёт умолчал. Набираем высоту, выходим на обратный курс с учётом ветра.

Я в процессе пилотирования стараюсь использовать универсальные ориентиры, например, оценивать ширину круга по тому, касается законцовка крыла полосы или нет. На траверзе мне было сделано второе замечание, мол, "сужаешь круг, лети на конец того посёлка, там третий". Обидно немножко, как раз шли касаясь полосы крылом, ну ладно, взял чутка влево.

Снижение на этот раз подзатянул, чтобы не тащить самолёт на глиссаде на повышенном наддуве. В итоге зашли хорошо, плавно убрал наддув, выдержал направление, выровнялся и сели на грунт.


Покатились, ну, думаю, завалена проверка - первый-то раз недолёт был. Да ещё два замечания вслух.

Развернулись на 180, подъехали к съезду на перрон и тут проверяющий тормозит и докладывает руководителю полётов:
- 272, разрешите пересадку на полосе, дальше самостоятельно.
- 272, разрешаю.
Андрей открывает дверь, выходит (я ещё не верю, что сейчас сам полечу), напутствие перед полётом:
- Проверь хорошенько, чтобы дверь была закрыта.
Захлопывает дверь, я её задвижкой закрываю. Думаю: "надеюсь в полёте не откроется, ато ж.па"

Так, значит, сейчас полечу сам. Никто помочь не сможет. Нужно собраться.

Руководитель полётов:
- 272, гарнтируру инструктора положи на сиденье, чтобы она в полёте не упала
- 272, понял

Гарнитуру проверил, она и так на кресле лежала. Ну что ж, пора!
- 272, разрешите исполнительный
- 272, исполнительный разрешаю
- 272, занимаю исполнительный

Неторопясь порулил к исполнительному - заходящих бортов не было, да и пофиг - сейчас я один, нечего торопиться. Медленно осторожно развернулся, встал по осевой, проехал чуть вперёд, чтобы переднее колесо не оказалось заваленным. Проверил все приборы, температурный режим.
- 272, к взлёту готов
- 272, взлетайте
- 272, взлетаю

РУД на взлётный, держу направление, взлетаю. Самолёт лёгкий, высоту набирает быстро - шасси убираю ещё не пролетев торца. Мало ли, думаю, надо скорость побыстрее набрать и высоту, а то впереди лес. Чуть ещё поднялся, скорректировал курс с поправкой на ветер. Только пролетел границу леса, уже и сто метров высота. Разворачиваюсь вправо.

Педали нисколько никем не зажаты - самолёт управляется легче, проще рассчитать, какие усилия нужны.

Выхожу из крена, смотрю на полосу - перпендикулярно, курсовая, значит, работает как надо. До Гостилиц далеко, высота растёт - можно расслабиться. Далее перевод в горизонт, второй, держу скорость 180, высоту 300. По крылу проверяю ширину круга - ок. Вслушиваюсь в эфир, чтобы понять, где кто летит. На круге негусто, пространство есть ).


Прохожу траверз. Обычно я затягиваю с выпуском шасси - чтобы бензина чуть сэкономить. Но тут, думаю, пора выпускать строго по РЛЭ, мало ли они ещё не выйдут - будет время сообразить, что к чему. Но шасси выходят нормально, чувствуются удары замков, зелёные огни загораются. Подхожу к третьему, докладываю:
- 272, на третьем, шасси выпущены, зелёные горят, заход
РП мне предельно чётко и серьёзно:
- 272, выполняйте заход
- 272, выполняю заход

Поехал вправо, выравниваюсь, оцениваю расстояние до полосы и высоту. Думаю, пролечу в горизонте подольше, чтобы недолёта не было. Через несколько секунд начинаю снижение, держу капот, чтобы он не заваливался вниз и не увеличивал мне скорость. Осознаю, что совершенно не боюсь полёта, интересно, как будет на посадке.

Выполняю четвёртый, направление поймано, щиток выпустился. Добавляю наддув, иду к полосе на скорости 160.
- 272, на прямой, щиток выпущен, конвейер
- 272, конвейер разрешаю
- 272, конвейер разрешили

И вот уже грунт близко, пора работать РУДом, сбавлять наддув. Да постепенно, не сразу весь. Так, теперь высота и скорость снижения. Взгляд влево-вперёд. Пошёл штурвал на себя - аккуратненько, потихонечку. Скорость упала? Правой ногой нос по осевой выдерживаем.

Ещё штурвала. Ещё. Опа, сел отлично, за торцом и на осевой, стойка в воздухе.

Взлётный режим, короткий взгляд на аэродром: "Посмотрите, как я летаю!", отрыв.

Теперь, думаю, сложнее - с освобождением нужно сесть так, чтобы не выкатиться в канаву, которая за полосой сразу. Но пока что можно расслабиться, похвалить себя за хорошую посадку. Второй круг даётся проще - лечу себе в удовольствие, рад, что лечу один и у меня всё получается. Выпускаю на траверзе полосы шасси, выполняю третий, начинаю снижение. Вот и четвёртый, держу шарик в центре, крен с расчётом выхода на посадочный курс.


Докладываю о готовности к посадке, получаю разрешение. Так, снесло немного влево. Теперь вправо. Вот уже и земля близко. Чёрт, снова левее идём. Быстренько даю правый крен и правую ногу - вывожу самолёт на осевую. Подо мной ещё зелёная трава, но уже пора выравниваться - сесть-то нужно на грунт. Убираю наддув, выравниваюсь, разворачиваю нос по осевой правой педалью. Ещё немного штурвала на себя.. Оп, сел! Без взмывания, покатился на задних опорах по грунту, вскочил на полосу. Опустилась передняя стойка, скорость падает быстро, подтормаживаю. Похоже, успею затормозить к середине полосы и освободить сходу. Так и выходит - осторожно притормаживая, убираю щиток, сворачиваю с полосы.

- 272, полосу освободил, два-восемь
- два-восемь
...
- Антон, коллектив "Невского аэроклуба" поздравляет тебя с первым самостоятельным полётом и показанным высоким качеством!
- Спасибо

Заруливаю на перрон, меня встречает Алексей, руками указывает, куда ехать.

В стороне стоят техники, смотрят. По указанию Алексея медленно разворачиваюсь, чтобы ничего и никого винтом не порубить - на стоянку-то я встаю сам впервые тоже. Всё, встаю, выключаю потребители, прожигаю свечи, глушу двигатель. Ура, я сделал это!

К крылу подходит Алексей, я не тороплюсь - открываю двери, отстёгиваюсь, слезаю.
- Ну вот и сбылась твоя мечта - ты стал лётчиком, - говорит Алексей: - Поздравляю!
- Спасибо!

После поздравления инструктор рассказывает мне, как я летал:

- На проверке, конечно, не самый лучший пилотаж. А два самостоятельных круга - нормально.

Принимаю поздравления. Слева направо: я, мой инструктор Алексей Кириллов, Дмитрий Немчинов, Андрей Кочарыгин


Идём с Алексеем к tenaniri . По разговору выясняется - она не поняла, что я сам летал. Алексей говорит:
- Вот, пока ты тут ромашки фотографировала, человек лётчиком стал.
И смётся! )

Спасибо ему большое за то, что научил меня летать )
И спасибо Ирине за поддержку моего увлечения!

Ура, я пилот!


UPD: большое спасибо за поздравления, очень приятно!
Tags: гостилицы, достижения, обучаемый, практика, як-18т
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →